На обложку
| Обложка | Об авторе | Вместо предисловия | Письма пришельца | О любви |
| Вид провинциальных городов | Дневник одиночества | For the dear girl |
| Слепая заря | В мастерской | Чужие песни |

 

Юрий Самохин. Автопортрет. 1984 г.


 

Из текста "Несколько слов о сборнике стихов "For the dear girl"

 

Очень, очень захотелось написать несколько слов об этих стихах, ибо они представляются довольно сложными, многомысленными, если не сказать бессмысленными. Последнее время даже мои друзья входят в оторопь от некоторых строчек...

Каждое мое стихотворение, как и, возможно, стихи других стихотворцев, рождено двумя родителями: смыслом и мелодией слов. Смысл ленив и с высоким самомнением, а мелодия очень подвижна, но бестелесна и все время пытается выскользнуть из стиха, словно прячет свои следы. Самые мои любимые стихи - женственны, то есть мелодичны, где звуки, слоги, слова воздействуют на читателя, слушателя, как музыка: классическая, эстрадная, любая... А смысл? Так тяжело набрести на какую-нибудь Идею, достойную Мысль, способную стать отцом добротного стихотворения, не тривиальную, то есть не истасканную и без пошлости, то есть воздействующую без щекотки...

Я не знаю, почему пишу стихи, песенки. Видимо, это моя природа, биология, то есть энергетический импульс, или пружинка, доставшийся мне от предков. Пишу с детства, но всегда, словно из баловства, читать люблю, но как-то поздно, почти к тридцати годам ощутил свой истинный уровень... культуры, образования. Учусь. Впрочем, учился всегда, но бессистемно, пережил периоды и русских классиков, и ряда других поэтов. Из поэзии - последнее и самое сильное - Борис Пастернак. Хотел перепечатать из чужой книжки несколько его лучших стихотворений, выбирал-выбирал, да и перепечатал его всего. После Б.П. уже около десятилетия люблю не поэтов, а поэзию, хотя читать серьезно чужие стихи довольно тяжело - требует сосредоточенности. Одна моя приятельница и хороший поэт подтолкнула меня к ликбезу от поэзии. Жаль, что все это произошло как-то со сдвигом, на несколько лет позже, чем у "нормальных" людей, сказывается излишне беззаботное детство.

И еще одно соображение, которое позволит в случае удачи не спутать меня "Ю.С." и этого человека с "завернутыми" музами мозгами, именуемого лит. критиками "лирическим героем". Он (лирический герой) летает на Пегасе, посещает Парнас, "на короткой ноге" со всеми известными и малоизвестными поэтами, шалит, безумно влюбляется, верит в Бога, не боится превосходной степени, рассуждая о вечности, о Родине, о Женщине, нет для него границ ни в пространстве, ни во времени.

А я - человек, и переполнен своими человеческими проблемами, нередко удивляюсь: неужели это Я сочинил!? И как? Откуда эти слова? И хотя я рад, что способен на подобные творения, но рационального объяснения этому найти не могу. Наверное, это особый закон творчества.

Мои посвящения не более многозначительны, чем своими руками вышитый крестиком узор на носовом платочке и подаренный к празднику. Но я счастлив этой возможностью, хотя немного и стыжусь несерьезности подобного занятия. Если не найдется в моих стихах смысла, то вслушайтесь хотя бы в мелодию моих стихов. А не найдется таковой - может быть, почитаете из любопытства. И что особенно приятно - это к дамам, подержите эти стихи около своих прекрасных лиц или даже потрогаете некоторые строки рукой.

Внезапно я подумал, что мои стихи способны испугать или больно царапнуть незащищенное место. Они живые. Это их особенность. А с живыми, чтобы не было больно, надо обращаться аккуратно, осторожно, но не настороженно. Поймите меня правильно. Во всяком случае, мне очень хочется, чтобы они были живыми и ласковыми, и пушистыми, но и опасными и не всегда удобными, прирученными, но имеющими коготки и характер, натуру.

Признаться, я не надеюсь на то, что мои стихи привлекут пристальное внимание. Однако тешу себя мыслью о неизбежности их прочтения... дорогой читатель.

1995




Пишите